+7(499)350-6289 +7(903)290-1391 info@federalgeo.ru

Изыскания линейных сооружений

С неизменно высоким профессиональным интересом мы всегда относимся к инженерно-геодезическим изысканиям для строительства линейных сооружений и готовы выполнить работы по изысканиям:

  • железных и автомобильных дорог (от 60 тыс. руб. за 1 км трассы);
  • магистральных трубопроводов (от 30 тыс. руб. за 1 км. трассы);
  • подземных инженерных сетей водоснабжения, теплофикации, канализации и др. (от 50 тыс. руб. за 1 км трассы);
  • воздушных и подземных кабельных линий электропередачи и связи (от 20 тыс. руб. за 1 км трассы);
  • магистральных и межхозяйственных каналов и коллекторов (от 40 тыс. руб. за 1 км трассы);
  • дамб обвалования и поверхностных водоводов (от 30 тыс. руб. за 1 км трассы).

Проведение инженерных изысканий трасс линейных сооружений имеет особенность, заключающуюся в том, что процесс изысканий и проектирования неразрывен: для разработки и обоснования проектных решений необходимы материалы изысканий, а определение состава и объемов изысканий невозможно без предварительных проектных проработок. Масштабы топографических съемок при изысканиях линейных сооружений устанавливаются с зависимости от характеристики участков съемки и видов проектируемых сооружений. Границы и площади участков, подлежащих топографической съемке, должны устанавливаться в программе изысканий с учетом потребностей других видов инженерных изысканий. Ширина полосы тахометрической съемки вдоль трассы устанавливается в программе изысканий в зависимости от конкретных условий и не превышает, как правило, 300 м.

Специфика:

  • При изысканиях для линейных сооружений определяют плановое и высотное положение трассы — продольной оси линейного сооружения, закрепленной на местности, топографическом плане, карте или на цифровой модели местности. Основные элементы трассы: план и продольный профиль. Трасса по возможности должна быть прямолинейной и не превышать допустимый уклон. На местности трассу приходится искривлять для обхода препятствий, участков с большими уклонами и неблагоприятных по геологическим и гидрогеологическим характеристикам. Следовательно, трасса состоит из прямых, соединенных между собой кривыми с различными радиусами. Продольный профиль трассы состоит из линий разных уклонов, связанных вертикальными кривыми. Некоторые трассы (электропередач и т. п.) являются пространственными ломаными линиями (кривые не проектируют).Линейные сооружения имеют много общего, поэтому целесообразно на примере изысканий одного из них, например автомобильной дороги (АД), показать все этапы изысканий. Изыскания трасс АД выполняются в соответствии с требованиями ВСН-208-89, СНиП 11-02-96. Комплекс работ по выбору трассы с учетом предъявляемых требований называют трассированием. На начальном этапе выполняют камеральное трассирование на картах и по материалам специальной аэрофотосъемки. Полученную таким образом трассу переносят и закрепляют на местности, т. е. выполняют полевое трассирование.Камеральное трассирование выполняют обычно на картах в масштабе 1:25 000,1:50 000. Если трасса не помещается на одном листе карты, то сначала используют карту более мелкого масштаба, на которой вблизи прямой, соединяющей начало и конец трассы, выбирают опорные точки, через которые обязательно должна пройти дорога. Отрезки между опорными точками должны помещаться на карте более крупного масштаба, на которой и выполняют камеральное трассирование.В равнинной местности при уклонах меньше допустимых выполняют «свободное» проектирование, при котором направление и положение дороги зависит только от естественных и искусственных препятствий.В схолмленной и горной местности крутизна скатов превышает допустимые уклоны дороги, и в таких условиях трассу прокладывают «.напряженным ходом», т. е. отыскивают такие ее направления, которые имеют предельно допустимый уклон. В результате получают извилистую трассу, которую на отдельных участках спрямляют, заменив ломаную линию на прямую. В горной местности для обеспечения допустимого уклона трассу прокладывают в виде серпантин и петель.Кроме рельефа на выбор трассы влияют геологические, экологические другие условия. Построив с учетом всех условий трассу на карте, определяют координаты углов поворота, наносят пикеты, рассчитывают сопрягающие кривые, составляют продольный профиль по отметкам, определенным по горизонталям.Полевое трассирование начинают с рекогносцировки, при котором изучают состояние геодезической основы и полосы трассы. Затем переносят камеральный проект в натуру. В первую очередь методом полярных координат, линейных засечек и т. п. определяют и закрепляют на местности углы поворота трассы, используя для этого плановые геодезические сети и твердые контуры, имеющиеся на карте и местности вблизи углов поворота.Следующий этап — провешивание прямолинейных участков между углами поворота трассы (вехи устанавливают через 100-150 м) и детальное обследование, в результате которого учитывают все особенности местности, по которой будет проходить дорога, и находят оптимальный вариант трассы.Следует обратить внимание на долговременное закрепление углов поворота, чтобы они сохранились до начала строительства, кроме того, долговременными знаками закрепляют ряд других точек, таких как примыкание к существующим дорогам, места перехода через препятствие и др. На каждую закрепленную точку составляют абрис с указанием ее положения относительно долговременных местных предметов.Следующий этап — измерение углов поворота трассы и расстояния между их вершинами. Расстояния между вершинами трассы измеряют стальной мерной лентой или дальномером с относительной ошибкой 1:2000. Поправки за наклон линии вводят при углах наклона v > 2°. Трассу с измеренными расстояниями и углами и привязанную к пунктам геодезической основы называют магистралью, ее можно рассматривать как теодолитный ход, позволяющий определять дирекционные углы и координаты вершин.

    При измерении сторон от начала магистрали откладывают отрезки длиной 100 м горизонтального проложения, концы отрезков закрепляют пикетами (колышек длиной 15-25 см забивают вровень с землей, рядом забивают сторожок длиной 40-50 см, выступающий над землей на 15-20 см, на сторожке подписывают номер пикетной точки, например ПК 15, это соответствует расстоянию 1500 м от начала магистрали).

    Кроме пикетных точек на магистрали отмечают характерные точки рельефа, контуров и вершин углов поворота трассы, называемые плюсовыми, их положение определяют от ближайших предыдущих пикетов.

    На поворотах трассы между прямолинейными участками разбивают сопрягающие кривые, чаще всего дуги окружностей. Радиус закругления зависит категории дороги. Имеется пять категорий автомобильных дорог, радиусы закруглений для которых равны 1000, 600,400, 250,125 м соответственно.

    Для получения сведений о рельефе в поперечном трассе направлении строят поперечные профили длиной 15-30 м. На таких профилях вправо и влево от трассы намечают характерные точки рельефа, а при их отсутствии фиксируют точки через 5-10 м. Поперечные профили должны отражать особенности рельефа в полосе трассы; при углах наклона 10° и больше поперечные профили строят на каждом пикете и плюсовых точках. Все сведения о пикетаже отражают в пикетажном журнале.

    На участках со сложными геологическими условиями, в местах перехода через препятствие, на площадках под строительство придорожных сооружений и т. п. создают планы в масштабе 1:500, 1:1000.

    Одним из этапов изысканий линейных сооружений является нивелирование трассы, которое в равнинной и всхолмленной местности выполняют методом геометрического нивелирования. При больших углах наклона используют тригонометрическое нивелирование.

    Геометрическое нивелирование трассы выполняют независимо две бригады: первая нивелирует все точки трассы и реперы, а вторая — только километровые пикеты, временные и постоянные реперы. Кроме того, чтобы уравнять объемы работ, второй бригаде могут поручить нивелирование поперечников. На трассах до 50 км геометрическое нивелирование выполняет одна бригада, которая прокладывает прямой и обратный нивелирные ходы. В прямом ходе нивелируют все точки, а в обратном — только связующие точки, реперы, километровые пикеты.

    Если нивелирный ход длиной до 16 км привязан с обеих сторон к опорным высотным пунктам, то повторное нивелирование можно не выполнять, при этом высоты всех точек определяют из одиночного хода. При использовании односторонней рейки нивелирование выполняют при двух горизонтах нивелира. В качестве связующих точек обычно используют пикеты. При крутых склонах расстояние от нивелира до рейки приходится сокращать, и в качестве связующих точек используют иксовые точки, они не имеют пикетажного обозначения, не участвуют при построении профиля трассы. Точки трассы между связующими точками называют промежуточными, отсчёт по рейке на промежуточных точках берут по черной стороне или при одном горизонте прибора после взятия отсчетов по рейкам на связующих точках. Точки на поперечниках нивелируют как промежуточные.

    Камеральную обработку начинают с проверки полевых журналов. Затем составляют ведомости прямых и кривых. По данным ведомости прямых и кривых составляют план трассы в масштабе 1:2000-1:10000. Вместо дирекционных углов и длин сторон для нанесения трассы на план можно использовать координаты углов поворота. Масштаб плана зависит от длины трассы и сложности ситуации в ее полосе. На плане отмечают углы поворота трассы, пикетные и плюсовые точки, главные точки круговых кривых и др. Подписывают длину и ориентировку прямых участков трассы, параметры круговых кривых и пикетаж главных точек. Условными знаками для планов данного масштаба изображают ситуацию в полосе трассы.

    Высоты точек трассы вычисляют в нивелирном журнале. Выполняют постраничный контроль. Постраничный контроль подтверждает правильность только вычислений превышений между связующими точками и не выявляет ошибок отсчетов, установки реек, некачественного прибора и т. п.

    Продольный профиль дороги составляют на миллиметровой бумаге в горизонтальном масштабе 1:2000-1:10 000, вертикальный масштаб обычно в 10 раз крупнее горизонтального. Графическое построение профиля дополняют различными данными, которые размещают в отдельных графах, в совокупности называемых сеткой профиля.

Результаты работ:

1.  План трассы с указанием всех вариантов, магистральных ходов и трасс предыдущих изысканий.
2.  Инженерно-топографические планы полосы местности вдоль вариантов трассы и площадок для проектирования мостовых переходов, станций, поселков и т.п.
3.  Продольные и поперечные профили по вариантам трассы.
4.  Материалы съемки подземных и надземных коммуникаций, пересекаемых трассой.
5.  Ведомости координат и высот точек съемочного обоснования.
6.  Акты согласований (в соответствии с программой изысканий).
7.  Технический отчет о выполненных работах.

Области применения:

1. Разработка предпроектной документации — технико-экономических обоснований (ТЭО) и технико-экономических расчетов (ТЭР) строительства.
2. Разработка проектов (рабочих проектов) строительства.
3. Разработка рабочей документации на строительство.

Вы можете запросить смету на нашем сайте или заказать геодезические услуги по телефону. Будем рады сотрудничеству.

Заказать звонок
+
Жду звонка!
Заказать звонок